Существует ли свобода выбора в маркетинге?
Под свободой в маркетинге понимается возможность каждого покупателя выбрать конкретный товар без давления, руководствуясь собственными предпочтениями и желаниями. Совершая свободный выбор, потребитель ощущает себя «хозяином положения». На практике же на данную свободу накладываются определенные невидимые ограничения.
Ограничения для потребителя
Ограничения могут быть внешними и внутренними. К внутренним относятся факторы, сдерживающие самого покупателя – уровень его доходов, соблюдение действующего законодательства и др. Одного желания купить определенный товар оказывается недостаточно, если речь идет о дорогостоящей продукции, стоимость которой превышает заработок человека. Также законопослушный гражданин априори откажется приобретать что-то, заведомо запрещенное законом.
Внешними ограничителями чаще выступают различные маркетинговые инструменты. Все они связаны с повышением ценности товара в глазах потребителя. К ним относят рекламу, программу скидок и бонусов, дополнительные услуги. При грамотной маркетинговой политике компании покупатель охотно платит за предложенный ему товар или услугу, считая свою покупку самостоятельным и осознанным выбором. Не подозревая, что на данный выбор повлияли извне.
Свобода и ограничения с точки зрения маркетинга
Целью маркетинговой политики любой компании является формирование устойчивого желания у клиента совершить покупку. Эта цель преследуется на всех стадиях маркетинга, начиная разработкой товара и заканчивая послепродажным обслуживанием. При этом компания может сталкиваться с собственными внутренними барьерами в производстве – недостатком мощностей, ограничением рынка сбыта или нехваткой времени.
Грамотная работа маркетологов направлена на «увязывание» имеющихся на предприятии проблем с нуждами потребителя. Результатом эффективного маркетинга является довольный клиент, считающий свою покупку лучшей из предлагаемых аналогов.