Чем занимается бизнес-аналитик?
Какие аналитики бывают
- Аналитик данных собирает, обрабатывает и интерпретирует большие объёмы данных. Результаты такой работы помогают искать закономерности, строить математические модели рекомендательных и прогнозирующих систем.
- Продуктовый аналитик анализирует бизнес-показатели, обратную связь от пользователей, инновации на рынке, проводит исследования. Теснее всего продуктовый аналитик работает с пользователями, конкурентами и собственным продуктом.
- Системный аналитик проектирует информационные системы — выстраивает архитектуру хранения и взаимодействия данных. Он действует в тесной связке с разработчиками, создаёт технические задания и задания на разработку.
- Бизнес-аналитик влияет на компанию в целом. Он разбирается в процессах компании, выбирает пути улучшения этих процессов за счёт расширения возможностей системы или изменяя взаимодействие пользователя с ПО. Бизнес-аналитик — это соединительное звено между заказчиком и командой разработки ПО: они обмениваются информацией о качестве процессов, показателях работы компании и проблемных точках.
Рассмотрим чем занимаются бизнес аналитики и их роли в деятельности компании.
Бизнес-аналитик и бизнес процессы
Содержание статьи
Процесс в общем — это алгоритм действий, который исполняется действующим лицом для достижения конкретного результата.
Например, процесс приготовления кофе в кофейне исполняет бариста, чтобы продать этот кофе покупателю. Процесс оплаты исполняет покупатель с помощью кассира, чтобы получить результат — свой кофе.
Работа бизнес-аналитика сосредоточена на бизнес-процессах.
? Бизнес-процесс — это многократно повторяющийся алгоритм (или алгоритмы), направленный на достижение полезного результата.
Бизнес-процесс состоит из действий пользователя и ответов системы на эти действия. Поэтому бизнес-аналитик знает не только что должен делать пользователь, но и как на это реагирует система. И если результат взаимодействия отрицательный (ошибка) или сам алгоритм сложный, длинный и неудобный, то задача бизнес-аналитика — оптимизировать это взаимодействие.
Заказ доставки продуктов — это процесс, который проходит пользователь-покупатель. Со стороны покупателя алгоритм заказа выглядит так:
- Зайти на сайт или в приложение.
- Выбрать нужные продукты.
- Сложить продукты в корзину.
- Уточнить адрес.
- Выбрать время доставки.
- Оплатить заказ.
- Получить заказ.
Весь алгоритм, кроме последнего пункта, покупатель выполняет в IT-продукте — на сайте или в мобильном приложении. Чтобы его оптимизировать, нужно проанализировать каждый шаг, разложить его на более мелкие задачи.
Проверить, не выполняет ли пользователь лишние действия, что можно улучшить и ускорить.
Например:
- сохранить адрес;
- вводить адрес до заказа, чтобы каталог товаров отображался с учётом наличия товаров на ближайшем к покупателю складе;
- подставлять значения в поля времени доставки автоматически, с возможностью изменить время и т. д.
Такие удобные мелочи — дело рук аналитиков, которые постоянно ищут точки улучшений.
? Точки улучшений — это возможности улучшить бизнес-процессы компании, пользовательский опыт конкретного продукта, архитектуру и возможности IT-продукта и IT-инфраструктуры в целом. Здесь аналитики опираются на лучшие практики, тенденции рынка и новые технологии.
Точки улучшений можно находить не только в процессах ПО, но и в алгоритме действий пользователя. Иногда для решения пользовательской задачи не нужно добавлять новую функцию в ПО или менять логику системы, достаточно оптимизировать инструкцию.
Например, когда пользователь заказывает доставку продуктов, на склад поступает сообщение о сборе продуктов для этого заказа. Работник склада собирает заказ и отдаёт его свободному курьеру, который осуществляет доставку. Каждый курьер в конкретный момент времени везёт только один заказ. Это не всегда рационально с точки зрения логистики — заказ может оказаться небольшим и курьер прокатится туда и обратно с полупустым пакетом.
Бизнес-аналитик придумал решение: для оптимизации процесса работник склада может отдавать курьеру сразу несколько заказов на доставку в одном направлении. Для этого не нужно изменять логику системы, достаточно прописать инструкцию для работника склада. В итоге компания не только сохранила деньги на разработке дополнительной логики распределения заказов, но и заработала на оптимизации процесса доставки.
Улучшение бизнес-процессов — это непрерывный цикл. Чтобы бизнес успевал за изменениями в мире, его нужно постоянно улучшать: увеличивать прибыльность и скорость производства, а также следить за поведением пользователей в системе и за другими показателями, чтобы оптимизировать работу ПО. Как только бизнес перестаёт развиваться, он теряет конкурентоспособность. Мы не выбираем сервисы доставки еды, где время ожидания или стоимость доставки выше обычного. Бизнес-аналитик помогает бизнесу разработать решения, которые будут упрощать и ускорять процессы, повышать лояльность пользователей, а главное — приносить прибыль.
Все эти точки улучшений будет реализовывать большая команда профессионалов. Они сделают процесс идеальным и для бизнеса, и для пользователей.
Задачи бизнес-аналитика
Здесь мы собрали задачи бизнес-аналитика на каждом этапе жизненного цикла разработки ПО.
- Сбор и анализ требований. Бизнес-аналитик проводит интервью с пользователями и бизнес-заказчиками, анализирует существующий процесс.
- Документирование требований. Создаёт документ с концепцией будущей системы, со всеми ограничениями и требованиями. Помогает дизайнеру отрисовать прототипы будущей системы.
- Проектирование архитектуры. Согласовывает архитектуру данных на соответствие требованиям и целостность данных. Отвечает на вопросы по процессу.
- Разработка. Помогает разработчикам и команде разобраться в процессах.
- Тестирование. Участвует в тестировании, выявляет несоответствие требованиям.
- Внедрение и перевод в развитие. Проводит обучающие демонстрации пользователям и бизнес-заказчикам. Пишет инструкции для пользователей. Отвечает на их вопросы.
Именно поэтому считается, что этап анализа — один из самых дорогостоящих: если аналитик некачественно собрал, проанализировал и описал требования к ПО, то дальнейшие этапы только усугубят недочёты и задачу придётся возвращать на этап сбора и анализа требований.
Хардскилы бизнес аналитика
- Бизнес-процессы: видеть, как процесс устроен сейчас (AS IS) и как он должен быть построен (TO BE), понимать разницу между этими состояниями.
- Требования: знать, что это такое, какие есть способы их выявления, как превращать требования в документацию.
- Интервью и общение с бизнесом.
- Знание нотаций построения бизнес-процессов: BPMN, UML и EPC.
- Знание методологии ведения проекта: Agile, Waterfall.
- Владение основами SQL.
- Работа в Excel: строить сводные таблицы из промежуточных данных, делать выводы.
Софтскилы бизнес аналитика
- Системность: уметь структурировать информацию, искать взаимосвязи и видеть цельную картину «по деталям».
- Общительность и эмпатия к людям. Бизнес-аналитик находится в центре коммуникации. Ему нужно понимать боли и мотивацию заказчика, видеть проблемы с разных сторон.
- Критическое мышление: приводить аргументы, строить логические цепочки и всё время думать, как сделать лучше.
Итоги
- Есть четыре ключевых типа аналитиков: аналитик данных, продуктовый аналитик, системный аналитик и бизнес-аналитик.
- Бизнес-аналитик участвует в создании и развитии программного обеспечения. Он определяет, каким процессам в компании или продукте нужно стать лучше, ищет точки улучшений и предлагает решения.
- Бизнес-процесс — это многократно повторяющийся алгоритм (или алгоритмы), направленный на достижение полезного результата.
- Точки улучшений — это возможности улучшить бизнес-процессы компании, пользовательский опыт конкретного продукта, архитектуру и возможности IT-продукта и IT-инфраструктуры в целом. В их решении аналитики опираются на лучшие практики, тенденции рынка и новые технологии.
Share this content:
Отправить комментарий