S.P.A.C.E. это модель, которая отражает баланс бизнеса, позволяет избежать перекосов в ту или иную сторону и позволяет раз­ви­вать­ся гармонично.

Supplier — это осно­ва­тель стартапа как поставщик услуг
Product — это продукт, который бизнес постав­ля­ет на рынок
Average — это стоимость продукта
Customers — коли­че­ство потен­ци­аль­ных покупателей
Evaluation — это способ и время принятия решения о покупке

Мы разберем схему S.P.A.C.E., которая позволит само­сто­я­тель­но разо­брать­ся, нет ли перекоса в модели стартапа, и вовремя ее сбалансировать.

Модель S.P.A.C.E.

Supplier — основатель стартапа как поставщик услуг

Это вы как поставщик, ваши спе­ци­а­ли­сты, ваша команда и уровень экс­перт­но­сти, уровень качества товаров. Здесь оце­ни­ва­ет­ся про­фес­си­о­на­лизм команды. На внешней орбите находится наименее ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная рабочая сила.

Product — это продукт, который бизнес поставляет на рынок

Это продукт, который бизнес постав­ля­ет на рынок. На внешней орбите находится простой товар, который без проблем исполь­зу­ет­ся сразу после покупки. На средней — более сложный товар, который перед исполь­зо­ва­ни­ем необ­хо­ди­мо настроить, однако он поставлен на конвейер. И на внут­рен­ней орбите ока­зы­ва­ет­ся продукт, сделанный по инди­ви­ду­аль­но­му заказу.

Average — это стоимость продукта

Это стоимость продукта на рынке. Если ваш продукт дешевый, то вы должны занять место на внешней орбите. Обратите внимание, что пока­за­те­ли вза­и­мо­за­ви­си­мы и чем сложнее продукт, тем он дороже, тем больше нужно знаний для его производства.

Customers — количество потенциальных покупателей

Это ваши клиенты, их коли­че­ство на рынке сбыта. Тут вы должны понимать, сколько людей нуждаются в вашем продукте. Чем ближе к внешней орбите, тем массовей продукт. Если в продукте стартапа нуждается множество людей, то это массовый рынок. В противном случае проект находится ближе к центру.

Evaluation — это способ и время принятия решения о покупке

Это способ принятия решения о покупке. На внешней орбите решения при­ни­ма­ют­ся спонтанно, к ним не нужно гото­вить­ся. К средней орбите относятся решения, принятые после совещания с друзьями или семьей. На внут­рен­ней орбите решение при­ни­ма­ет­ся сообща, иногда в несколько этапов. Также оно может обду­мы­вать­ся несколько месяцев.количество времени, которое затра­чи­ва­ет поку­па­тель на при­об­ре­те­ние продукта.

Выделим такие пока­за­те­ли: внезапно, по совету друзей или знакомых, коллегия (семейные советы). Например, есть товары из категории внезапно – хлеб, и есть такие, которые требуют долгих обсуж­де­ний и покупка может обду­мы­вать­ся несколько месяцев, например, машина или квартира.

Применение на практике

Теперь разберем, как эту схему применять на практике. Мы пред­ста­ви­ли бизнес по про­из­вод­ству кухонь и, «про­ана­ли­зи­ро­вав» его, получили следующую схему:

бизнес по производству кухонь space

Допустим, мы наняли спе­ци­а­ли­стов высокого класса. В этом случае отметки в ком­по­нен­тах Supplier и Product находятся на внут­рен­ней орбите, что говорит о нашем стрем­ле­нии создавать элитный продукт. Это требует инди­ви­ду­аль­но­го подхода к каждому клиенту, а про­из­вод­ство подобного товара затратно: необ­хо­ди­мо опла­чи­вать работу про­фес­си­о­наль­ной команды, вместе с заказ­чи­ком раз­ра­ба­ты­вать план кухни, закупать дорогие материалы и так далее.

Однако обна­ру­жи­ва­ет­ся, что цена на наши кухни низкая (Average), бизнес работает на массовый рынок (Customers), а решения о покупке товара при­ни­ма­ют­ся со средней скоростью (Evaluation). Массовый рынок и низкая стоимость пред­по­ла­га­ют огромное коли­че­ство людей, которым доступен наш товар. Желающие его купить появ­ля­ют­ся постоянно, что исключает инди­ви­ду­аль­ный подход: заказов слишком много, и спе­ци­а­ли­стов на их обработку попросту не хватает. Из-за дешевизны снижается и качество кухонь: неоткуда взять хорошие материалы и достойно опла­чи­вать работу про­фес­си­о­на­лов. Следовательно, такой бизнес нестабилен.

Если Вы хотите разобрать свой бизнес по уни­каль­ным методикам инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, заполните заявку на обратную связь по ссылке тут.