fbpx
Выбрать страницу

Умберто Эко – итальянский ученый, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист.

Читатель — соавтор писателя. В далеком 1962 году Умберто Эко, еще не помышлявший о писательской карьере, выпустил книгу «Открытое произведение». Этим термином он назвал такой литературный текст, в котором велика творческая функция «исполнителя» – интерпретатора, предлагающего ту или иную трактовку и становящегося настоящим соавтором текста. Книга была для своего времени полемической: в 1960-е годы структуралисты представляли художественное произведение как замкнутое самодостаточное целое, которое можно рассматривать вне его зависимости от автора и читателя. Эко утверждал, что современное открытое произведение само провоцирует множественные интерпретации. Это касается Джойса и Беккета, Кафки и «нового романа», а в перспективе может быть применимо и к более широкому кругу литературных текстов — и Сервантеса, и Мелвилла, и самого Эко.

Концепция пансемиотизма Умберто Эко. Согласно Эко, главная задача семиологического анализа заключается в сведении любого фактора к фактору культуры: предмет – к знаку; относительный признак – к соответствующему смыслу; действительность – к социокультурному понятию. В результате семиологического анализа исследователь неизбежно приходит к выводу, что в основе любой реальности (творческой, социальной, культурной) лежит определенный код. Это подтверждается следующим рассуждением: реальность имеет место только тогда, когда ее можно понять (непонимание чего-то равносильно его несуществованию). Понять можно только то, что имеет смысл. Смысл есть результат коммуникации. Коммуникация представляет собой систему передачи сообщений согласно условным правилам.

Без этих правил сообщение не может быть отправлено и расшифровано, то есть, вне определенных правил коммуникация становится бессмысленной. Эти правила и называются кодом. Поэтому, чтобы постичь то или иное явление, необходимо выявить и определить его код. Код есть везде. И если мы его не обнаруживаем, это не значит, что он отсутствует. Эко выдвигает радикальный тезис: «пока не установлена программа кодов, на которых основывается сообщение, мы не можем продвигаться по пути распознания моментов подлинного творчества. Если коды неизвестны, невозможно даже установить, имело ли место творчество».