fbpx
Выбрать страницу

Умберто Эко – ита­льян­ский ученый, философ, спе­ци­а­лист по семиотике и сред­не­ве­ко­вой эстетике, теоретик культуры, лите­ра­тур­ный критик, писатель, публицист.

Читатель — соавтор писателя. В далеком 1962 году Умберто Эко, еще не помыш­ляв­ший о писа­тель­ской карьере, выпустил книгу «Открытое про­из­ве­де­ние». Этим термином он назвал такой лите­ра­тур­ный текст, в котором велика твор­че­ская функция «испол­ни­те­ля» – интер­пре­та­то­ра, пред­ла­га­ю­ще­го ту или иную трактовку и ста­но­вя­ще­го­ся настоящим соавтором текста. Книга была для своего времени поле­ми­че­ской: в 1960‑е годы струк­ту­ра­ли­сты пред­став­ля­ли худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние как замкнутое само­до­ста­точ­ное целое, которое можно рас­смат­ри­вать вне его зави­си­мо­сти от автора и читателя. Эко утверждал, что совре­мен­ное открытое про­из­ве­де­ние само про­во­ци­ру­ет мно­же­ствен­ные интер­пре­та­ции. Это касается Джойса и Беккета, Кафки и «нового романа», а в пер­спек­ти­ве может быть применимо и к более широкому кругу лите­ра­тур­ных текстов — и Сервантеса, и Мелвилла, и самого Эко.

Концепция пан­се­ми­о­тиз­ма Умберто Эко. Согласно Эко, главная задача семи­о­ло­ги­че­ско­го анализа заклю­ча­ет­ся в сведении любого фактора к фактору культуры: предмет – к знаку; отно­си­тель­ный признак – к соот­вет­ству­ю­ще­му смыслу; дей­стви­тель­ность – к соци­о­куль­тур­но­му понятию. В резуль­та­те семи­о­ло­ги­че­ско­го анализа иссле­до­ва­тель неизбежно приходит к выводу, что в основе любой реаль­но­сти (твор­че­ской, соци­аль­ной, куль­тур­ной) лежит опре­де­лен­ный код. Это под­твер­жда­ет­ся следующим рас­суж­де­ни­ем: реаль­ность имеет место только тогда, когда ее можно понять (непо­ни­ма­ние чего-то рав­но­силь­но его несу­ще­ство­ва­нию). Понять можно только то, что имеет смысл. Смысл есть результат ком­му­ни­ка­ции. Коммуникация пред­став­ля­ет собой систему передачи сообщений согласно условным правилам.

Без этих правил сообщение не может быть отправ­ле­но и рас­шиф­ро­ва­но, то есть, вне опре­де­лен­ных правил ком­му­ни­ка­ция ста­но­вит­ся бес­смыс­лен­ной. Эти правила и назы­ва­ют­ся кодом. Поэтому, чтобы постичь то или иное явление, необ­хо­ди­мо выявить и опре­де­лить его код. Код есть везде. И если мы его не обна­ру­жи­ва­ем, это не значит, что он отсут­ству­ет. Эко выдвигает ради­каль­ный тезис: «пока не уста­нов­ле­на программа кодов, на которых осно­вы­ва­ет­ся сообщение, мы не можем про­дви­гать­ся по пути рас­по­зна­ния моментов под­лин­но­го твор­че­ства. Если коды неиз­вест­ны, невоз­мож­но даже уста­но­вить, имело ли место творчество».